12. Homo lusus (человек развлекающийся) и надвидовая система понятий. |
||||||||||||
- Правды никто не может сказать, даже про себя.
- А мне все равно, лишь бы интересно слушать. "Расемон", диалог персонажей (1). Ох, как правы персонажи Акиры Куросавы! Наверно, если бы кто-нибудь другой из родственников стал писать эти заметки - все выглядело бы по-другому. Восьмидесятые годы, если бы не афганская авантюра, случившаяся в конце декабря 1979 года и сгубившая, под конец, СССР, наверно, могли бы быть лучшими в советской истории: был относительный достаток и некоторая свобода: стали печатать запрещенных некогда авторов, проходили кинофестивали, приезжали музыканты. Денег всегда не хватало, оклады у интеллигенции были низкие: профессор получал столько же, сколько токарь, а водители транспорта - были богаче старшего научного сотрудника со степенью. Молодежь стала сколачиваться в бригады, занимающиеся во внеурочное время или в отпуска подрядной работой: строили домики, обустраивали садовые участки, укрепляли дверные косяки в квартирах - "заштыривали". Индивидуалы с инженерным образованием, используя все возможности микроэлектроники, разводили аквариумных рыбок, выгоняли цветы промышленным образом в квартирах и на дачах, букетик дохлых тюльпанов к Международному Женскому дню стоил 5 рублей - дневной заработок инженера, репродуцировали и дублировали на русский язык зарубежные фильмы. Власти были очень недовольны такой активностью, видя в этом распространение чуждой идеологии, возбуждали уголовные дела, стараясь вменить статьи о незаконном предпринимательстве или же о распространении порнографии, но это не всегда удавалось. Сын профессора в ГАИШ Г.Ф. Ситника закупил в комиссионке около десятка видеомагнитофонов и дома устроил студию перезаписи. Его поймали, была даже статья в прессе, что было очень плохо и практически предрешало решение суда, обвинили в распространении порнографии, но, увы, фильмы оказались лауреатами конкурсов или оскароносцами (2). Началась всплывающая иногда до сих пор дискуссия в печати на тему: "Где грань между скромной эротикой и вульгарной порнографией?", но она ничего не дала - грань была неуловима, а мнение экспертов было неинтересно, существование скромной эротики в искусстве и особого хранилища в Эрмитаже умалчивалось по причине полного невежества. Зацепили Ситника младшего на том, что у него был помощник, который развозил заказчикам изготовленную продукцию - то есть Ситник младший использовал наемный труд, был эксплуататором-кровопийцей, хотя его курьер имел заработок профессора. Практически все женщины в те времена занимались вязанием, вязали в метро, на работе, на собраниях. Можно было достать хорошую, красиво окрашенную шерсть, стали популярны многочисленные издания о вязании, народ гонялся за вязальными машинами, особенно немецкими. Анне на день рождения купили немецкую детскую вязальную машинку, состоящую из двух пластмассовых планочек. Описание было настолько ужасным, что машинка попала ко мне, чтобы разобраться с двойным фангом или полуфангом. Я смог на машинке связать лишь шарфик, но достаточно длинный, что было тогда очень модно, я связал около пяти шарфиков крупной вязки, очень красивых, их тут же у меня растащили, Анечке достался небольшой шарфик цыплячьего цвета, который после горячей стирки свалялся в шерстяную полоску. В те времена были модны декоративные бусы из очень крупных шаров, для своей сослуживицы на детском токарном станке, совершенно озверев, я выточил из дерева один комплект. Еще я привез из командировки из Крыма целое нечесаное вонючее руно, в котором очень скоро завелась моль, и его пришлось выкинуть, на этом весь бизнес и закончился. В начале восьмидесятых произошло событие, катастрофически повлиявшее на всю дальнейшую историю СССР, - афганская война. Мог ли или не мог СССР втянуться в военные действия в этом регионе - вопрос чрезвычайно сложный, находящийся вне пределов повествования, в моих силах лишь в некоторой мере осветить только последствия этого грандиозного события, проявляющиеся в моем окружении. Внешне решение о вторжении воспринималось как "самонадеянность силы" (3), проявленное четырьмя членами Политбюро - Ю.В. Андроповым (КГБ), А.А. Громыко (МИД), Л.И.Брежневым (КПСС) и Д.Ф.Устиновым (МО); последний обещал, что все закончится в две недели. Печальный опыт трех афгано-английских войн XIX века ничему не научил. Все началось как авантюра, исполненная силами спецназа ГРУ, по смене одного одиозного просоветского правителя другим, не менее одиозным, Л.И.Брежнев лобызался и с тем и с другим (4). Признать свои действия в качестве военной полномасштабной операции не хватило ни разума, ни смелости - военного специалиста в дряхлом руководстве страны, сравнимого с Г.К. Жуковым, не было. Постепенное втягивание в конфликт позволило естественным многовековым противникам России - Англии, США, членам НАТО, Китаю организовать мощное и успешное противодействие (5). Неконтролируемые слухи о погибших, поступавших в СССР в цинковых гробах, обозначаемые как "груз 200", о раненных и искалеченных, о зверствах афганских моджахедов и официальные памятники на кладбищах - все это быстро деморализовало общество. Чувство интернационального долга никого не вдохновляло. Положение было совершенно безнадежным. Плохое управление, корыстные преступления и общий маразм начальства приводили к большим необоснованным потерям. Через афгано-пакистанскую границу свободно перемещались кочевые племена талибов, перевозивших оружие. Афганистан стал испытательной площадкой для новейших военных технологий, Россия эту гонку проигрывала. Вскоре в результате вторжения большинство афганцев становились ночью по отношению к СССР враждебными моджахедами, а днем были дружественными дыкханами. Классовой солидарности с русскими они почему то не испытывали. Женщины из моего окружения думали о том, как уберечь своих подрастающих мальчиков от гибели или увечья в неправедной войне, среди интеллигенции стали массовыми попытки эмигрировать куда-нибудь, появились "рефьюзники" (6). Сами солдаты, прошедшие войну, на многие годы становились проблемой для общества. Возникшие в результате войны организации типа Аль Каиды, исламский радикализм, вахабизм, наркоторговля и наркотрафик через Россию навсегда изменили жизнь в стране и создали угрозы, не устраненные до сих пор. Вторжение в Афганистан в декабре1979 года привело к бойкоту Московской Олимпиады. Среди лидеров бойкота была только что избранная Маргарет Тэтчер - первая женщина премьер-министр Великобритании, лидер консерваторов, и республиканец Дональд Рейган, Президент США, бывший киноактер, получивший популярность благодаря антисоветским фильмам. Наши в ответ в защиту Олимпиады выпустили мультик под названием "А Баба Яга - против!", в котором олимпийский Мишка преодолевал все козни Бабы Яги и Змея Горыныча, Баба Яга была непохожа на "железную леди" - Тэтчер. Сама Олимпиада для москвичей была настоящим праздником чистоты и живота. В Москву никого не пускали, транзитные поезда обходили Москву по большому кольцу. Всех сомнительных элементов - диссидентов, пьяниц, хулиганов, фарцовщиков и тунеядцев или выслали за "сто первый километр" (7), или просто изолировали, детей вывезли в лагеря, город опустел и стал удивительно чист и приятен. Воров в законе собрали в автобус и привезли в Комитет, где им было строго сказано, что они несут личную ответственность за порядок в Москве в своей области. В магазинах появились продукты - дефицитные колбасы, деликатесы, "Советское виски" и даже жвачка! Голодных жителей соседних областей, обычно приезжавших в Москву за продуктами - не пускали, дальние электрички отменили, а на шоссе стояли заставы. Милиционеры, собранные со всего Союза, одетые в белую парадную форму, были исключительно вежливы и предупредительны. Власти слегка перестарались: ходить на соревнования было не кому, часто в качестве зрителей запускали солдат из охранения. Бойкотирующие страны были представлены небольшими группками спортсменов, которые вопреки официальному запрету пробрались в Москву, впереди таких делегаций несли просто белый олимпийский флаг с кольцами. Без конкуренции наша команда одержала оглушительную победу. Церемония закрытия Олимпиады было потрясающим шедевром, поставленным выдающимися режиссерами, включая Юрия Григоровича. Она вызвала немало слез у зрителей, когда Мишка улетал в поднебесье под задушевную песню Александры Пахмутовой в исполнении Льва Лещенко. В эти годы чувствовалось начало крушения идеологии (8). Дети и внуки поколения старых большевиков уже совершенно разуверились в коммунистических идеалах, смотрели исключительно на Запад и мечтали только о нем, а первые из них (Светлана Аллилуева) уже перебрались в иные страны. Красный Китай был врагом № 2, мы с их точки зрения считались оппортунистами. Гречко, Андропов и Громыко сделали совместный доклад в ЦК о невозможности для СССР войны на два фронта, доклад стал широко известен через партийные круги. В железном занавесе стали образовываться дырочки, в которые проникала западная культура и эстрада: по телевидению поздно вечером в неурочное для основного населения время показывали редкие выпуски передачи "Звезды зарубежной эстрады" или же трансляции с международных фестивалей эстрадных песен из Сопота и даже из Сан-Ремо! В Москве случались концерты настоящих звезд - Мирей Матье, Хулио Иглесиаса, Оскара Питерсона, оркестров Джеймса Ласта, Поля Мориа и многих других. Беда была в том, что концерты проходили в небольших залах для избранных - для детей и родственников, имевших доступ кассам № 1 и № 2 (9). На эти годы приходится пик популярности камерного оркестра, организованного Рудольфом Баршаем. Он собрал энтузиастов, репетировавших на кухнях и в случайных помещениях по ночам, без всякой зарплаты. В его обширном репертуаре были Вивальди, И.С.Бах, Гайдн, Боккерини, Гендель, Малер, Прокофьев, Шостакович, ставшие особенно популярными благодаря выступлениям оркестра. Баршай выступал по клубам и маленьким залам, в том числе и в МГУ, пользовался колоссальным успехом вплоть до его отъезда в Израиль в 1977 году. Вернувшийся на гастроли в Москву в девяностых годах Рудольф Баршай померк и стал как-то неинтересен, публика ушла, может быть, вперед или куда-нибудь еще, публичная слава его угасла. В 1981 году в Музее им. Пушкина (ГМИИ) прошла просто эпохальная выставка "Москва - Париж, 1900 - 1930", показанная сначала в Париже в Центре Помпиду, а затем в Москве. Народ стоял на выставку часами, там был показан русский и французский авангард, прикладное искусство начала века, Русские сезоны, архитектура и много-много другого. Была показана масса прекрасных картин - Пикассо, Гончарова, Головин, Бакст, Бенуа, Шагал ("Двое над городом")... , впервые в своей жизни я увидел несколько картин под номерами Василия Кандинского и один из оригиналов "Черного квадрата" Казимира Малевича. Мы бродили по выставке совершенно ошалелые от впечатлений: картины, скульптура, предметы, фотографии и документы - все было интересно, все относилось к самому любимому и значительному периоду в искусстве России. Возникло несколько театров пантомимы, выступавших в зале при Доме художника на Крымском валу. Один из них поставил "Прогулки с Пизанской башней" - чудный по нежности и пластике спектакль, в котором примой была, как ни странно, глухонемая девушка. Она была безумно грациозна, пластична и неповторимо красива, чем-то напоминала "Девочку на шаре" Пикассо. К сожалению, вскоре этот театр исчез, растворившись в бездонном зарубежье. Самым замечательным театром был театр Полунина "Лицедеи", пользующийся всемирным успехом до сих пор. Склонные к конформизму люди стали носить коротко стриженые бороды, грубые рубахи, джинсы, которые они называли "джинами", чтобы подчеркнуть свое знание английского, и такие же куртки. Называли они друг друга не иначе, как "старик" - был, наконец, напечатан Хемингуэй. "Стариками" называл всех и Саша Ливеровский. Мне больше нравился Уильям Фолкнер с его "Йокнапатовским округом" в романах "Особняк" и "Город", написанных вычурным, построенным на противоречиях языком. Огромной популярностью, по крайней мере в нашем кругу, пользовался парадоксальный Ивлин Во (Evelyn Arthur St. John Waugh) и его романы "Не жалейте флагов", "Пригоршня праха", "Мерзкая плоть" и "Незабвенная". Черный юмор Во грел как стопка водки с горячей закуской после мороза. Более сентиментальные читатели пускали слюни и слезы над его романом "Возвращение в Брайтсхед", который мне был неприятен из-за проскальзывающего в нем англосаксонского шовинизма. По-видимому, я стал скатываться к неприятию англосаксонского мира как моя мамочка в конце жизни. В это же время появился Джером Селинджер в блестящих переводах Риты Райт-Ковалёвой в Иностранке. Его рассказы "Хорошо ловится рыбка-бананка", "Выше стропила, плотники" и "Лапа-растяпа" были очень созвучны, поднимая в душе грусть и меланхолию. Я тогда понятия не имел об "эстетических воззрениях Селинджера", но критика приписывала ему "синтез дзэн-буддизма, умеренного мистицизма, нигилизма битников и толстовства", конечно, это - полная чепуха. Безусловно - это настоящие шедевры: в "Рыбке-бананке" на трех страницах рассказана жизнь трех взрослых людей - невыносимой матери, которая совершенно не приемлет ничего, выходящего за ее мещанский американский круг, ее дочери, такой же дуры и сравнительно молодого человека, университетского склада, вернувшегося после войны с совершенно измененной системой ценностей. Он кажется матери сумасшедшим, озабоченной сексом дочери - дурачком, а они ему - невыносимы до тошноты. На пляже герой знакомится с маленькой, лет пяти-шести, девочкой, проявляющей к нему непосредственный, не замаранный сексом интерес, какой только и возможен в таком возрасте. После купания с малышкой в море и обсуждения с ней проблем рыбки-бананки герой возвращается к своей жене, не выдерживает и стреляется! И все это - на трех страницах! Щемящее ощущение от рассказа невероятное. Сейчас на Западе принято трактовать все с точки зрения секса, они настолько преуспели в этом извращенном заблуждении, даже предпочтения партнеров в танцах сейчас рассматривается как выбор подходящего партнера для продолжения рода. Говорить о какой-либо философской идее здесь совершенно неуместно. В это же время появился Иван Алексеевич Бунин в виде карманной книжки "Песнь о Гайаваие". Родное правительство умудрилось не заметить столетний юбилей русского гения, только лет через семь были выпущены небольшие книжки с рассказами и начат выпуск Собрания сочинений в девяти томах небольшим тиражом, продолжающийся до сих пор! "Иностранка" напечатала два романа Габриеля Маркеса - "Полковнику никто не пишет" и "Сто лет одиночества", отдельными томами были выпущены шедевры Дж. Голсуорси "Сага о Форсайтах" и "Последняя глава". По центральному телевидению был показан снятый по Саге английский сериал. Каждую неделю по пятницам на центральном ТВ в лучшее время шла передача о кино "Кинопанорама", которую некоторое время вел Алексей Каплер, хороший сценарист, известный также тем, что отсидел срок из-за романа с дочерью Сталина - Светланой Аллилуевой. Он пользовался большим уважением среди коллег, беседы с гостями проходили в незалитованном (6) виде, вольно, что очень не нравилось руководству. Он чрезвычайно тепло отозвался о красавице-актрисе, редкой для англичанок, исполнявшей роль Ирэн - главной героине сериала, это и загубило его участие в передаче. В эти времена я бывал почти каждую неделю с приятелями или приятельницами в Сергиевом Посаде (в те времена - Загорск), в Троице-Сергиевой Лавре. Верил ли я в Бога - конечно, нет! Мне не кажется правильной мысль о роли Бога как о Создателе и Спасителе, но существует устойчивая и естественная потребность в других понятиях, не относящихся к материальному: "совесть", "добро" и "ощущение правды". Постоянные диалоги с собой, когда становится мучительно от совершенных, даже незначительных промахов, и постоянно мучает желание сделать что-нибудь, что может искупить, исправить, для чего бессознательно совершаешь поступки, приносящие материальные убытки в надежде на утешение. "Утешься!" - вот первое слово в божественной мессе Генделя, которую он сочинил за неделю, как он считал, под диктовку, будучи до этого в течение долгого времени в глубокой депрессии. Находясь в командировке в Ташкенте, я отдал нуждающейся женщине интеллигентного вида половину своих средств. От этого я испытал облегчение, а не чувство потери (может быть папочкины гены?). "Себе во вред" здесь не подходит. У меня часто возникала потребность в поддержке, в понимании и в тепле, приносящем утешение, какое я испытывал в грудном возрасте, когда мамочка кормила мня грудью. В детстве я и болел, и приносил ей массу горестей, но все равно был хороший. Быть самым лучшим - не обязательно, потому что в такие моменты уже ничего другого не существовало. Именно в этот момент возникало безмятежное чувство "рая", а вся дальнейшая жизнь была уже изгнанием, с мучениями, принуждением со стороны все тех же родителей, с борьбой, конкуренцией, страстями и подсознательной необходимостью и желанием веры. Нужен был тот Неизреченный - заступник, свидетель, который все знает, все правильно оценит, все простит и поддержит. Поэтому, вероятно, хотя и по другим мотивам создавались картины, воспринимаемые многими людьми как шедевры, о кормящей грудью Мадонне, это действительно божественный акт. Когда мне было "не по себе", я часто ездил в Троицко-Сергиеву Лавру в Троицкий собор побыть в тиши наедине с самим собой у раки Преподобного Сергия. Я многого не знал в те времена о нашей семье, о том, как дорог и близок был Сергий для моих предков, но час, проведенный в соборе, неизменно помогал и приносил облегчение. Я не могу сказать, что я последователь христианства или какой-либо иной религии. В юные годы мне нравился кебудаян, распространенный на острове Бали, для которого все - и природа, и люди, и любовь являются частью божественной сущности, в ГАИШ - был сторонником идеи, что ценен каждый момент жизни, сам того не подозревая, я был приверженцем дзен. Я должен признаться, что в Сергиев Посад я ездил не молиться, поднять руку для крестного знамени у меня совершенно не хватало духа, рука была, как свинец, а во время земных поклонов прихожан я оставался стоять столбом среди коленопреклоненных старушек, гордо скрестив руки чуть ниже пупка. Алексий II (11) был тогда митрополитом и Ректором Духовной академии, он часто проводил службы в храме при академии. В хорах пели только студенты, получалось очень строго и аскетично. Алексий был безумно красив и величественен, стоя на возвышении среди моря голов. Спутницы были просто без ума от него, а мне удалось получить его благословение. Отстояв часть службы (или вообще уклонившись от нее) можно было потом заехать в ресторанчик "Лесная сказка" у платформы "Зеленоградская". Народу там было немного. Кухня носила исключительно русский характер - многочисленные закуски с солеными огурчиками, грибочками, салом и холодной картошкой с лучком под душистым нерафинированным подсолнечным маслом; затем следовали солянки, щи суточные с гречневой кашей, огненные борщи с кружочками жира, осетрина и стерлядки "кольцом", запеченные мясо и рыба в горшочках, блины на масленицу, постная еда на Великий пост, и разговение от всей души на Пасху. Разудалый ансамбль в расшитых косоворотках исполнял все, что ни пожелаешь, выжимая слезы у публики под старинные романсы. Все прошло, все умчалося В бесконечную даль, Ничего не осталося, Лишь тоска да печаль… Конфетки - бараночки, словно лебеди-саночки, "Эй, вы, кони залетные!", - слышен крик с облучка. Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные, Грациозно сбивают рыхлый снег с каблучка. Богатые по тем временам клиенты в бархатных пиджаках приезжали туда со своими молодыми очаровательными любовницами отвести душу и порыдать у них на высокой груди. Это были драматические сцены! Там всегда можно было найти место. Машин в те времена у нас не было, мы ездили на электричках. Что влекло меня в Святую Лавру, я не знаю. Это было безотчетное влечение, неясный трепет, подсознательное прикосновение к сакральному, к предкам, о которых я тогда еще совершенно ничего не знал и не думал, что они так близко (12)! Скорее всего, это была религиозность, неотъемлемая для русской души, или же невнятные муки совести, портящие жизнь, порождающие неуверенность, сомнения и боль, потребность раскаяния, хотя каяться мне было особо не в чем. Я тогда был в расцвете своих возможностей, зла не делал и заступничества девы Марии мне не требовалось. Здесь мне придется коснуться отношения к вере, которая существует отдельно от отдельных религий, облачающихся в различные формы, удобные для правящей элиты и различных культур. Если рассматривать наиболее распространенные монотеистические религии, на мой взгляд, ислам, христианство и иудаизм не так далеки друг от друга. Они включают в себя полезные здравые житейские рекомендации, носят выраженную национальную принадлежность, отличаются интерпретацией роли Христа - был ли он Мессией или одним из пророков, а так же, как следствие, ролью Марии, этические же принципы этих религий весьма схожи - отрицание зла и вера в добро. Очень характерен в этом плане, например, двенадцатый принцип Торы: "12.Я верю полной верой в приход Машиаха (Мессия, Спаситель в христианстве, потомок царя Давида), и, несмотря на то, что он задерживается, я всё же каждый день буду ждать, что он придёт". Никто кроме евреев о "задерживающимся Мессии" так сказать не может. Христианам пришлось тщательно искать доказательства принадлежности Христа к роду Давида, что евреи отрицают. Противники христианства вообще утверждают, что Христос появился в результате изнасилования Марии римским солдатом. Мне кажется, что эти распри сродни кухонным склокам, самое важное в вере - заповеди, устанавливающие нравственный закон. Тезис о спасении и вечной жизни мне вообще не понятен, русские достаточно намучились в этой жизни, и долго продолжать страдальческую жизнь как-то не хочется, единственно, что нужно - успокоение. Исторически Откровения появлялись миру божественным образом три раза - в виде Библии, Нового Завета и Корана. Вероятно, их запись и интерпретация, как это описал М.Булгаков, весьма далека от реальности. Для правильного понимания того, что нам было послано, нужно извлекать совпадающие идеи и общие ценности. Попытки буквального следования текстам и принятия их за абсолютную вечную Истину приводили к кровавым последствиям и к противоречиям с действительностью, в течение долгого времени любые исправления накапливающихся ошибок (описок) в Писании воспринимались как ересь. Для православной византийской традиции наиболее важным было понятие добра, это было чрезвычайно созвучно русскому характеру с его широтой, близостью к природе, просторам, всепрощению и добру (если человек находится в хорошем состоянии духа). Как и для византийцев для русских было вполне приемлемо язычество, так как этические принципы были близки, понятие добра было общим. Если у евреев бог был жестоким, для русских - он был добрым, особенно Богоматерь, которая просто не могла не защитить и простить. Даже Спас Ярое Око не выглядит жестоким, он все видит, все знает, но не жесток - простит, если искренне раскаешься! Даже само Христианство, превратившись в православие, было в той или иной мере адаптировано к русскому менталитету: культ страдания, жалость и сострадание к убогим и несчастным, непринятие успеха и богатства. Эмпирически открытый многими великими авторами феномен "загадочной русской души" основан на религиозности и особой системе ценностей, он сыграл важнейшую роль в истории России, в момент ее становления как централизованного Московского государства и в последующих грозных годах. Для русских основой душевного благополучия и приоритетами в отличие от многих других наций являлись безотчетная вера в любую идею - божественную или общественную и ее чистота, ощущение правды, мессианство, государственность, а также безудержная удаль без всякой мысли о будущем. Будь, что будет, там посмотрим, а пока - разгуляйся душа, раззудись плечо! Держава нас не оставит. "Я верю не в Бога, а в Россию". Вера в идею поляризует все общество, выстраивает вектор общественного сознания, без нее все становится аморфным. В периоды крушения или смены общественных ориентиров русские как нация погружались в состояние упадка, утраты морали, безверия, депрессии, разброда, потери национальной идентификации. Более того, без вселенской идеи и сама Россия вряд ли может существовать! Это черты русской души ярко проявились и в наше время, и во времена революций, а также, например, во время яростных баталий за чистоту Писания, разыгравшихся в России при Патриархе Никоне. Поразительно насколько ничтожны различия между староверами и никонианами и их неадекватность жертвам, на которые шли верующие. Совершено ясно, что здесь дело не в отличиях в священных текстах, а в личностных ценностях - праве на приоритет, в ощущении принадлежности к Высшему, в долге и своей миссии. Многочисленные расхождения в Евангелиях различных апостолов не вызывают никаких конфликтов. Вот дословный текст Никео-Цареградского Христианского Символа веры, принятого православными: "Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь". Член "И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь" - очевидная поздняя идеологическая вставка периода разделения церквей, подобная "За Конституционный строй" или "За КПСС" и т.п. В ходе церковных реформ патриарха Никона принятый в Москве до того времени текст перевода Никео-Цареградского Символа был уточнён; были сделаны следующие изменения: Из второго члена был убран бывший ранее союз-противопоставление "а" в словах о вере в Сына Божия "рождена, а не сотворена". В третьем члене фраза "воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечьшася" заменена "воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася" В седьмом члене формулировка "Его же Царствию несть конца" была заменена "Его же Царствию не будет конца". В восьмом члене было исключено слово "истиннаго" из фразы "И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго" В одиннадцатом члене "мертвым" было исправлено на "мертвых". Было внесено ещё несколько других незначительных корректив для согласования московских книг с греческими, что было утверждено Константинопольским Собором под председательством Патриарха Паисия. Опираясь на авторитет соборов и мнение восточных патриархов, патриарх Никон также предписал совершать крестное знамение тремя перстами. И это все! Я уверен, что любому, кто имел дело с переводами, такие поправки показались бы ничтожными и справедливыми, если они соответствуют нормам языка и адекватному пониманию. Старообрядцами, хотя вряд ли все они знали о поправках в деталях, факт исправлений был воспринят как посягательство на основы веры, достойное смерти. Здесь решающую роль играло ощущение принадлежности к Высшей Истине. В народе, как и у священства, примерно с начала XVI века укоренилось мнение о "превосходстве" русского благочестия над греческим, а московского - над киевским. После падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева Северо-Восточная Русь - Московия осталась единственным столпом истинного православия, приемником Византии. В это же время в псковском Елеазаровом монастыре был сформулирован принцип "Москва - третий Рим. Два Рима пали, а четвертому - не бывать!", что очень созвучно русскому духу. Геополитические интересы стали высшим приоритетом, сопровождаемые многовековыми византийскими мифами и традициями в виде Шапки Мономаха, белых клобуков высшего духовенства и двуглавого орла. Мамочка была истинной державницей, государственницей, решающей даже семейные вопросы с этой позиции. Как ни странно, в восьмидесятые годы многие, погрязшие в своем невежестве и наивности, считали, что "желающие уехать из СССР - конечно же, были предатели, иноверцы и евреи, распявшие нашего Христа!" (13). Антисемитизм расцветал. Под ударами естественнонаучных достижений в XIX веке рухнуло христианское мировоззрение и вместе с ним незаслуженно и моральные принципы в виде Заповедей, а также само православие как объект веры ("небес нет - атмосфера одна" - как говорил капитан Тушин из Л.Н.Толстого), русское общество осталось без опоры. Для общества стали приемлемы ритуальные убийства народников. Мучительные поиски новой опоры привели, наконец, к идее справедливого социального устройства, к марксизму, который опять же самым существенным образом был адаптирован к российским реалиям. Учение вновь обрело статус "единственного правильного, научного и истинного" вопреки воззрениям и пессимизму авторов (14)! Мы вновь и вновь, не смотря ни на какие лишения, с безоглядной широтой души и вселенской любовью несли знамя, вынув горящее сердце из груди и освещая путь. Для защиты чистоты учения никаких жизней было не жалко. Ф.М. Достоевский рассуждал, можно ли построить счастье человечества на крови одного ребенка. История Росси доказала, что для счастья можно убить и не одного, а десятки миллионов. Старые коммунисты - соратники Ленина и Сталина шли на расстрел и гибель своих близких с уверенностью, что для общего дела - ничего не жалко. Идея мессианства, подвижничества на основе глубокой фанатической веры, в данном случае в торжество социальной идеи, ясно просматривается и в деятельности народников и их последователей. К ним принадлежали и мелкопоместный дворянин, убийца по призванию Дмитрий Каракозов, выпускник МГУ, и прототипы героев Ф.М.Достоевского - Сергей Нечаев и петрашевец, выпускник Лицея Николай Александрович Спешнев, и мои бабушка и дедушка со стороны папы, студенты МГУ. Экстремистское подвижничество ясно прослеживается во всей истории русского мировоззрения. Если для западной цивилизации с другой системой ценностей любые общественные теории являются лишь упражнениями для интеллектуалов, для русской души они являются директивным предписанием, сопровождаемым принципом "Кто не с нами - тот против нас!", с последующими массовыми репрессиями и гражданской войной. При крушении коммунистической идеи из-за вымирания верующих лидеров и их замене лишенными принципов младодемократами и проходимцами история повторилась! Сейчас общество опять в состоянии разброда в поисках "русской идеи". Без этого мы не можем! Прекрасный артист Олег Табаков утверждает, что в спектакле о Павле Корчагине, наконец, удалось показать "бессмысленность веры". Он, конечно, ошибается, нужно говорить об ограниченности или исчерпании идеи, "бессмысленность веры" - это то же, что бессмысленность одной из основных черт русского народа! Сейчас общество и руководство вновь пытается воссоздать идеологические ориентиры, чтобы как-то обрести нравственную стабильность. Материальный достаток, всеобщее процветание и благоденствие слишком низменны - не созвучны русской душе, не создают ощущения смысла бытия и душевной гармонии и чистоты, ведут к отрицанию этических принципов, разврату и общей деградации. От современных священнослужителей помощи мало - они совершенно не внушают какого либо уважения: лоснящиеся лица, красные носы, джипы и дорогие авто, их вид противоречит самому православию, которое они, якобы, исповедуют. В настоящее время у русской интеллигенции стихийно сложилась расплывчатая истинно славянская, своеобразная монотеистическая религия с элементами язычества (15), весьма далекая от христианства. Русские, крестясь в качестве модного обряда и равно принимая любые монотеистические религии, одинаково активно посещают не только любые христианские храмы, но также, при возможности, храмы других конфессий. Обряды воспринимаются как развлечения. Все это далеко от православия прошлого, которое ушло безвозвратно. Церковь не в состоянии каким-нибудь образом вовлечь интеллигенцию в свое лоно, есть отдельные фанатки, но их меньше, чем капля в море. Большинство из известной мне интеллигенции сейчас в XXI веке практически крещено в православную веру, но скорее из-за моды. Кресты носят как украшения, догматы веры не знают, обряды и посты не соблюдают, не молятся, ходят в церковь исключительно по праздникам поставить свечу - красивый языческий обряд. И несмотря ни на что чувствуют облегчение и некоторое высшее заступничество, связанное не с религией, а с ублажением религиозности души. Единственный из моего окружения, кто ежевечернее молится - это мой сын Кирилл. Религиозность и религиозный фанатизм присущ и другим народам, например евреям, в отличие от русских, у которых религиозность сопровождается вселенской идеей с любовью и полной открытостью к окружающим, порой шокирующими иностранцев, у других наций она соединяется с шовинизмом или же с другими подобными качествами, неприемлемыми для других. Как ни удивительно, сейчас обнаруживается материальное подтверждение феномена "русской души" на генетическом уровне, дающее пищу для размышлений о возникновении этих особенностей. Обнаружение генетических различий рас и народов впечатляет, эти различия относительно невелики (0,1 % генома), однако составляют около трех миллионов генов. Самое любопытное, что мало вероятно, что подобные различия могли возникнуть благодаря случайным мутациям! Китайцы (16), например, без всяких душевных терзаний с легкостью покоряются более сильному завоевателю, никогда не пьют "За великий Китай", может быть, у них отсутствует набор характерных генов?! У них нет также генов, регулирующих расщепление этилового спирта в организме, так же как у русских. В отличие от русских китайцы могут просидеть весь вечер, выпив всего 100 мл водки на двоих, и им будет хорошо! Русские же, попав в Китай, полностью очистят все рестораны в пределах города, и им будет мало, необходимого количества водки просто не предполагается (17). Еще более впечатляющим является практическое отсутствие в популяции желтой расы людей с отрицательным резус фактором (тридцатикратный дефицит по сравнению с белыми!). Чтобы это как-то объяснить, необходимо предположить, что в эпоху великих переселений собралась достаточно обширная группа с одинаковыми генетическими отклонениями и ушла на Восток, что совершенно невероятно. Я не могу удержаться, чтобы не привести филогенетическое древо человечества, его вид поражает.
Далее по данным антропологии и лингвистики произошло великое расселение человеческих особей по странам и континентам (перемещать целые народы тогда было возможно!), образование рас и их обособление. На многие тысячи лет из-за трудностей путешествия небольших групп способных на все проходимцев вплоть до великих географических открытий XV века люди позабыли о своих сородичах, разве это не странно? Многим известны чувство греха, муки совести, соблазны и искушения. Зачем они ниспосланы нам? "Стояла майская жара, конец рабочего дня. Ведь я ее видел много раз, смотрел, не отрываясь, на ее лицо, фигуру, ножки, чуть полные с выпуклостями внутрь в области коленок, чувствовал ее через тонкий шелк, и вот оно случилось! Она стояла, прижавшись спиной к стойке в салоне автобуса, я встал недалеко, стараясь не смотреть на нее. На остановке около метро в салон ворвалась толпа, все спешили домой, я упирался двумя руками в поручни, чтобы как-то защитить ее, но нас притиснули друг к другу так, что через легкую одежду я почувствовал ее тело, бедра, живот. Ее твердая небольшая грудь упиралась в меня, мне стало неловко. - Простите, я не хотел… Это была неправда, я, конечно, желал как-то преодолеть то, что нас разделяло, но совсем не так… мне нужна была ее улыбка, нежная ласковая рука, ее радость, которую вызывал бы именно я. Она подняла глаза, и я почувствовал, что падаю, лечу вниз, в висках стучало. Я мучился и просто сгорал от нахлынувших чувств, когда погружался в темноту ее бездонных глаз. А ее волосы, пахнущие цветами! Мне становилось нестерпимо, душно, щеки и уши пылали, было сладостно и горько. Как же она была прекрасна и желанна! Я выскочил на ближайшей остановке… " "Опять тоска, опять печаль!" - именно об этом писал свои рассказы, насыщенные чувством и болью, И.А. Бунин в семьдесят лет. Спонтанные желания я не считаю грехом, прелюбодеянием, похотью или чем-то постыдным, это естественный процесс, вызывающий всю гамму возможных чувств, но нужный только в определенном возрасте. Зачем же эти муки даны нам даже в "охлаждены лета"? Я не хочу этого, мне это не нужно, да и не по зубам сейчас, но все равно: "опять тоска, опять любовь", я не могу не испытывать этого водопада чувств, искушения преследуют. Действительно, "любовью шутит сатана". Биохимики, конечно, разберутся, какие белки как и что вызывают, но вопрос "Зачем?" все равно останется. Есть и другие многие соблазны, но они, к счастью, терзали меня не так сильно. Я никогда не испытывал чувства зависти, это была скорее досада на самого себя, было противно, что другие могут, а мне - не дано. Дух захватывает, когда есть возможность рассмотреть вблизи работы великих: какая свобода, точность и мощь мазка у Ге, Малявина или Репина! Какой душевный трепет и дрожь я испытал у картины Леонардо "Девушка с горностаем"? Сколько захватывающих мелодий может вставить в одно произведение такие гении как Чайковский и Верди? Как смог Моцарт написать свои небесные произведения? Почему Бог поцеловал многих других, но не тебя? Как поет Паваротти? Досадно от своей неумелости. Многие испытывали счастье вдохновения, когда вдруг что-то светлеет над тобой, и все получается само собой, быстро и без всяких усилий. Великие писали об этом: и Пушкин, и Гендель, но тайна вдохновения осталась. Неграмотный Магомет испытывал это с сорока до шестидесяти трех лет, когда Коран в виде откровений посылался ему, а он пересказывал его сподвижникам для записи. Здесь также хотелось бы рассмотреть еще один круг явлений. За последние лет сорок были выполнены замечательные работы по зоопсихологии, анализу языка животных и установлению контактов с некоторыми высшими видами. Я кратко отмечу только некоторые из них, относящиеся к вопросу. В любом сообществе, ведущем коллективный образ жизни, имеется обмен информацией, и, как оказалось, существуют понятия, в том числе и абстрактные. Муравьи-разведчики сообщают информацию о том, где в лабиринте находится еда, рабочие муравьи находят ее кратчайшим образом после общения с разведчиком, не блуждая по лабиринту вслед за многочисленными ошибочными попытками разведчика. Еще более впечатляющими были опыты с пчелами, где разведчику приходилось рассказывать рабочим пчелам не только о дистанции и азимуте, что привычно для них, но и о пути в лабиринте, оперируя конкретными понятиями "вверх", "вниз", "вправо" и "влево", не встречающимися в обычной жизни пчел. Китообразные обмениваются обширной информацией за сотни километров о китобоях, исполняют многочасовые баллады, повторяющиеся от поколения к поколению, но, к сожалению, структура их языка неизвестна. То же относится к волкам. Поэтому говорить о понятиях в их языках преждевременно. Опыты с высшими приматами показали удивительные факты. Вот, что можно найти в Интернете: "Самка гориллы Коко (род. 4 июля 1971 года) в результате исследовательской программы учёных Стенфордского университета под руководством Франсин Паттерсон овладела более чем тысячью знаков амслена (18) и способна воспринимать на слух и понимать около двух тысяч английских слов, что соответствует вокабулярной активности современного человека. Коко составляет и предложения из пяти-семи слов, сообщает, когда ей плохо, и даже может выразить на шкале силу боли. Тем не менее, она предпочитает терпеть, пока боль не станет очень сильной. Коэффициент умственного развития Коко находится в интервале от 75 до 95, он вполне сопоставим с нормой взрослого американца. Коко способна к шуткам и розыгрышам, умеет шутить и описывать свои чувства - грусть, недовольство. Самая известная шутка Коко: она кокетливо называла себя "хорошей птичкой", заявляя, что умеет летать, но потом призналась, что это шутка. Когда её партнёр, горилла Майкл, оторвал ногу у её тряпичной куклы, Коко разразилась страшным ругательством: "Ты грязный плохой туалет!". Коко прекрасно понимает, что такое прошлое и будущее. Когда она потеряла любимого котёнка, то сказала, что он ушёл туда, откуда не возвращаются. Коко использует такие абстрактные понятия как "скука", "воображение", "будущее", "прошлое", "смерть" и "дьявол". Последнее для неё, как и для людей, совершеннейшая абстракция. Интересен такой случай: когда Коко увидела лошадь с удилами во рту, она сигнализировала "Лошадь печальна", объяснив - "Зубы". Также Коко очень не любит мыться в ванне и на фотографию другой обезьяны, ведомой в ванну, отреагировала: "Я там плакать". За время изучения интеллектуальной способности человекообразной обезьяны, Коко научилась владеть компьютерной клавиатурой, при помощи которой выводит символы на экран монитора. Многие слова Коко воспринимает не только на слух, но и в печатном виде. Отмечается также, что Коко способна к рисованию на уровне развития трёх - четырёхлетнего малыша и изображает в рисунках любимые игрушки и животных." Приведенные эксперименты являются однозначным доказательством того, что система понятий объективно существует вне видов! То есть в зависимости от развитости структуры система понятий реализуется в ней с той или иной полнотой. Выдающиеся психологи первой половины ХХ века Л.С. Выготский (19) и А.Р. Лурия отмечали, что понятия - не являются стабильными образованиями у детей, по мере развития ребенка - они также развиваются. Скорее всего, эти авторы не совсем правы - нужно говорить о другом: по мере развития ребенка изменяется материальная структура, на которой возможна реализация более совершенной версии надвидовой системы понятий. Они не владели информатикой, которой в те времена просто не существовало. Как следствие этой точки зрения можно считать, что после создания искусственного разума, что, вероятно, случится в обозримом будущем, система понятий может быть усложнена по сравнению с той, которую имеет человек, интеллектуальное первенство от человека перейдет к другому классу разумных объектов. Этот процесс может ускориться в связи с наблюдаемым на современном этапе регрессом человеческого общества и человека как вида и преобразованием человека в новый вид - "человек развлекающийся" (подойдет Homo lusus). Если принять объективное существование надвидовой системы понятий, данной нам извне и реализуемой с различной полнотой у различных видов, существенной чертой филогенеза (20) которых является обмен информацией, то сразу возникает вопрос о происхождении этой надвидовой системы понятий. Здесь также необходимо сказать несколько слов о происхождении жизни на основе углерода. Успехи супрамолекулярной химии впечатляют: получены молекулярные структуры, состоящие из многих десятков и сотен более простых соединений, образующих правильные пространственные фигуры, цепи и даже спирали. Эти структуры образуются с выделением энергии при попадании отдельных компонентов в потенциальные ямы, при этом энергия связи этих структур невелика, что делает эти структуры все более неустойчивыми по мере увеличения их размеров и роста температуры. Таким образом, было показано, как могут образовываться сложные молекулярные комплексы, которые участвуют в биологическом процессе. Беда в том, что биологические структуры находятся по другую сторону энергетического барьера. Для своего существования они должны поглощать энергию внешних источников, для чего требуются не только сложные молекулы, но целый комплекс взаимосвязанных процессов, поддерживающих жизнь, существующий в клетке. Упоминаемые мной ранее опыты Лепешинской и Опарина по спонтанному образованию клеток дали отрицательный результат: клетки просто так не образуются, даже в искусственном благоприятном бульоне, полученном из предварительно растертых клеток головастиков. Такая среда вряд ли когда-нибудь могла бы образоваться в природе, так что надеяться на спонтанное образование клетки не приходится. Как выяснилось в самое последнее время, академик А.Ю. Розанов, директор Палеонтологического института РАН представил доказательства, что на метеоритах с возрастом близким к возрасту Солнечной системы находят остатки биологических образований. Таким образом, доказано, что жизнь возникла не на Земле, вопрос о ее происхождении отнесен к временам до образования Солнечной системы. Во что же можно верить, если руководствоваться здравым смыслом? Я не принадлежу к фанатикам, которые даже не обсуждают вопросы веры, возможно, они самые счастливые люди на свете. В Варшаве в костеле мне давилось увидеть одну молодую симпатичную католичку с двумя очаровательными малышками. Она была одета в закрытое облегающее платье мышиного цвета и просто светилась от счастья, от чувства ощущения бога! Такого же фаната я видел и среди коммунистов, он отказывался что-либо обсуждать и говорил, что нужно просто верить, ничего не анализируя. Итак, после всего этого многословия, что же мы имеем? 1. Невозможность зарождения жизни на Земле, занесение ее на Землю из внешнего источника. 2. Происхождение современного Homo Sapience (по меньшей мере, женской части) от одной единственной женщины при наличии рядом большой популяции. 3. Генетические различия в расах и национальностях, проявляющиеся, в частности в ментальности, не объяснимые ни филогенезом, ни случайным отбором. 4. Существование надвидовой системы понятий, реализуемой с той или иной полнотой в зависимости от развитости биологической системы. Возникает естественный вопрос: В чем смысл и содержание того, что мы привыкли называть словом "Бог"? Сводится ли его роль единственно к созданию нравственного закона, или же ли наша цивилизация является некой чашкой Петри для экспериментов несравненно более могущественной цивилизации, существующей в других пространственных и временных масштабах, которую мы принимаем в качестве Бога и которой мы обязаны всем, даже жизнью?". Мы ограничены во времени, пространстве, в своих возможностях и в познании, что стало очевидным в XXI веке (21), может быть, поэтому нам и не удается увидеть другие цивилизации, которых или просто нет, эксперимент с нами - уникален, или же их жизнь коротка. По существующим оценкам цивилизаций, подобным нашей должно быть немало - около 40000 только в нашей Галактике. Возможно, конечно, что цивилизации в технологической стадии живут слишком мало и подобны вспышкам блицев на стадионе - непрерывного света не создают. Конечно, не приходится говорить о том, что "Бог создал нас по образу и подобию своему", эта антропоцентрическая идея безнадежно устарела. Чем же мы являемся, будущее, я надеюсь, покажет. В результате очередного сокращения штатов в Академии для экономии средств я оказался без работы, в Астросовете сокращать было некого - или дочки, или одиночки, или те, кто вообще нигде не устроится, так что убрали наиболее жизнеспособных, выживут. Для меня это был шок, работа шла, установка была почти что готова, вскоре можно было надеяться на хорошие результаты. В частности, я предложил поиски ближайших планетарных систем, о существовании которых тогда было ничего не известно, руководство сочло это за полный бред, а теперь эта тема - одна из самых животрепещущих в астрономии. Два месяца я ходил без работы, размышляя, чем бы заняться, идти в ящик - особо не хотелось, я устал от секретности, но в других местах зарплаты были на пороге выживания, дополнительно заниматься учениками - также не хотелось. В таком состоянии меня случайно встретил мой старинный школьный друг Витя Богородицкий. Разузнав что и как, он тут же предложил мне работу у себя в институте вблизи Рижского вокзала: масса преимуществ, хорошая зарплата, близко от дома, да и Витя всегда под рукой. Этим институтом оказался ВНИИ Гидромаш, он занимал обширную территорию вдоль Октябрьской железной дороги у платформы "Рижская". В институте было много отделов, прямо или косвенно имевших дело с гидравлическими машинами, в нем занимались насосами, начиная с крошечных, перекачивающих кровь, и кончая гигантскими машинами для переброски целых рек. В тридцатых годах Гидромаш откололся от ЦАГИ и теперь возглавлял Концерн, состоящий из нескольких заводов по всей стране. Институт располагал собственным опытным производством, с помощью которого можно было изготовить все необходимое, и подходящим штатом механиков высокой квалификации, получавших в два раза больше, чем я в должности старшего научного сотрудника. За спирт с ними можно было договориться о чем угодно. Я попал в отдел, разрабатывающий малошумные насосы для атомных подводных лодок, в группу исследования проблем вибрации и шума. Лодки - это те же пароходы, но с ядерным котлом. В них масса всяких насосов, электродвигателей, генераторов, турбин, все это работает за счет энергии реактора, тепла, которое он выделяет. Все механизмы в той или иной степени можно изолировать, даже матросы ходят в мягких тапочках и бреются специальными бесшумными бритвами. Исключение составляет то, что соприкасается с морской водой, а это гребные винты и насосы, прокачивающие через теплообменники забортную воду для охлаждения. Они то и являются источниками шумов, которые демаскируют корабль. Я был поражен количеством и качеством аппаратуры, имеющейся в отделе: это были новейшие анализаторы спектра и шума лучших мировых фирм, микрофоны, гидрофоны, всевозможные усилители, вибраторы, акселерометры и пр. кабели, разъемы, немыслимые аксессуары - все было полностью импортное и первоклассное, денег на лодки не жалели. Даже покрытия для пола были импортные! Все было получено через третьи страны, чтобы враг не догадался о наших планах, прямые поставки были запрещены НАТО и ЕС. В отделе имелась огромная заглушенная камера размером с хороший спортзал, стены, пол и потолок в которой были выполнены из специальных звукопоглощающих клиньев, фундамент камеры был изолирован от основного здания и был специальным образом подвешен так, чтобы проходящие поезда не создавали помех. Для изучения гидрошума в отделе имелся также специальный опытный бассейн, но размеры его были недостаточны. Сотрудники отдела - были, в основном, милыми и славными людьми, с открытой душой, жили они легко, с радостью устраивали отдельские посиделки по поводу общественных праздников. Мой приход в отдел как раз пришелся на предмайский день, столы, застланные рулонами кальки, были составлены, на столах стояла самодельная клюковка в лабораторной химической посуде, благо казенного спирта всегда хватало, и обильная закуска, меня представили и хорошо приняли. Через час все уже дружно и хорошо пели хором, что меня несколько озадачило - никогда прежде, ни в ГАИШ, ни в академических институтах пения не случалось. Многие сотрудники жили в ближайшем Подмосковье, на работу ездили на электричках. Женщины были просто замечательные. Самой симпатичной была экономист Татьяна, занимавшаяся договорами. Она походила на украинку - черные густые волосы, черные брови, налитые щеки, полные красивые губы, белая кожа и складная красивая фигура. Она излучала чувство спокойствия, семьи, тихого счастья, смотрела ясно и открыто. К сожалению, за все время работы я с ней так и не поговорил ни разу, вокруг нее всегда было много народу, да и начальство зорко присматривало. Еще одной замечательной женщиной была Наталья, она окончила МВТУ им. Баумана по кафедре гусеничных машин. Она - единственная из моих знакомых, кто гонял самостоятельно на настоящем танке! Наталья попала в Гидромаш после многолетней работы в КБ Мытищинского механического завода, выпускавшего в свое время легкие самоходки. Работать с ней было просто и приятно. Заместителем начальника отдела по режиму был Юрий Михайлович, улыбчивый и открытый человек, он был подводником, походил на боцмана из мультиков: коренаст, широк в плечах и легок на подъем. С ним мы часто всем отделом ходили на разнообразные субботники и воскресники в ближайшие Сокольники. Первый год я потратил на создание автоматизированной системы для проведения приемо-сдаточных испытаний специальных малошумных насосов на подчиненных Гидромашу заводах. В системы входили измерительные анализаторы и аксессуары, производства фирмы "Брюль и Къер" (БиК), и вычислительный комплекс фирмы Хьюлетт Паккард. История фирмы "Брюль и Къер" примечательна. В начале 40-х годов предприимчивый датский инженер Пер В. Брюль в своем гараже сделал очень приличный батарейный анализатор звуковых частот, ему помогал Вигго Къер, который организовал совместную компанию и получил все необходимые лицензии. Так была создана фирма, ставшая впоследствии мировым лидером в области акустики, вибрации, изучения собственных колебаний конструкций и т.п. Их коньком были прецизионные и высокоточные приборы. Чтобы обеспечить качество и стабильность применялись специальные технологии по старению элементов, особое внимание уделялось качеству - многократный контроль осуществлялся на всех этапах. Приборы стоили в разы дороже, чем у конкурентов, но, благодаря своему уникальному качеству, они использовались в национальных палатах измерений и там, где точность была приоритетом и денег не жалели. Проблем поверок, что очень важно особенно при военной приемке, вообще не возникало, органы госконтроля приезжали к нам за консультациями, у нас аппаратура была лучше, имелся полный набор эталонных образцов. Мне достались по тем временам просто уникальные приборы - они были полностью цифровые; управление, полосы пропускания, режимы усреднения, уровни усиления, - все управлялось кнопками, и дополнительно дублировалось внешним образом по интерфейсам RS232 и HPIB. Были закуплены также несколько управляющих ЭВМ, словосочетания "персональный компьютер" тогда еще не было, употреблялся термин "lab top calculator", но это были настоящие ПК, настольные, размером с пишущую машинку - знаменитые изделия фирмы Хьюлетт - Паккард, так называемые HP9825. Ресурсы у них были ничтожными: вместо дисплея - информационная строка из светодиодных матриц на 32 символа, стандартная клавиатура QWERTY, память на 4К, микрокассета, используемая как внешняя память, и максимально три интерфейса, вставлявшиеся в машину в виде блоков. В HP9825 использовался самый быстрый по тем временам параллельный интерфейс HPIB, позволявший на одной шине обслуживать до 24 устройств. Один интерфейс использовался для соединения с принтером, в котором можно было вставлять разные шрифты, с помощью сменных "ромашек". Машины были закуплены в составе комплексов якобы для пульманологических кабинетов в ведомственных поликлиниках. В качестве математического обеспечения в машине имелась расширенная версия Бэйсика, работающая в режиме построчного интерпретатора, с логическими функциями и обращениями к интерфейсам. Так как оперативная память была просто ничтожной, имелась возможность писать программы в режиме "overlap" - взаимного перекрытия, т.е. можно было написать основной (коренной) сегмент, который затем вызывал отдельные части в свободную память. Требовалось писать очень аккуратно и экономно. Мне очень повезло в том плане, что к машинам прилагалось обширное и подробное оригинальное руководство на английском языке с множеством примеров. Был еще русский перевод, заказанный где-то за большие деньги, но пользоваться им было совершенно невозможно из-за массы ошибок. Впрочем, также обстояло дело и с фирменными руководствами к приборам БиК, фирменные издания на русском языке были источниками ошибок и недопонимания. Когда я через некоторое время беседовал с представителями фирмы об улучшении переводов, они сказали, что поправить ничего нельзя: у них договор с какой-то дамой, жившей когда-то в Восточной Европе, и ей в случае отказа от ее трудов придется платить крупную неустойку. Консерватизм и политкорректность чуть не загубила фирму впоследствии. Мне была предоставлена в полное распоряжения машина со всеми возможными аксессуарами, так что я спокойно проделал все примеры из руководства и описаний приборов, и через пару месяцев у меня уже дышала одноканальная система для стандартных приемо-сдаточных испытаний. Массу времени и усилий пришлось затратить на дискуссии с пользователями, на согласование вида выходных документов и т.п., пользователи были девственны, новые понятия и приемы работы давались с трудом. После ввода системы в эксплуатацию сократилась доля ручного труда, и стали ненужными горы бланков для рисования графиков вручную. От испытателей требовалось теперь только по команде ЭВМ переустанавливать измерительный акселерометр и нажимать Enter. Система была растиражирована для заводов, выпускающих специальные насосы для нужд ВМФ, и для группы в нашем отделе, занимающейся такими же испытаниями. Девочки вздохнули с облегчением, эра ручного труда закончилась, все документы система печатала автоматически. Для меня это была лишь разминка, я никогда не считал себя программистом. После введения автоматизированных измерений для пользователей обнаружилась одна досадная неприятность - нельзя было вносить исправления в протокол испытаний. Изделия, выпускаемые заводами, не всегда соответствовали требованиям по вибрации, раньше как-то удавалось отвлекать внимание военпредов, присутствовавших на испытаниях, и кое-где кое-что подправлять, а теперь - увы, все напечатано! Через моего маленького шефа мне было предложено внести добавление в программу, чтобы она автоматически исправляла отдельные неприятные пички. Это было уже слишком! А как же наш флот? При сдаче системы мне пришлось передать заводам весь код, написанный на языке, так что злоумышленник при некотором усилии мог вставить два-три оператора для достижения своих гнусных целей. Что было делать?! Нужно было применять какие-то экстренные меры. Никаких связей в органах у меня никогда не было, пришлось обращаться к Мише Константинову, перевозившему самое высшее начальство, его брат работал где нужно, был в свое время выслан из Англии и доживал свой век в каком-то Первом отделе. Был еще Борис Николаевич, бывший связник Абеля, работавший в Иностранном отделе Астросовета, но он на контакт не шел. Константинов старший устроил мне свидание в каком то хорошо просматриваемом парке, выслушал, сказал, что "это интересно" и обещал подумать. Злоумышленники, тем временем, с помощью моего маленького шефа, который занимался исключительно закупками, получили прекрасные фирменные эквалайзеры, которые вставили в систему. Когда изделие по каким то частотам не проходило, слесари, скромно потупив взор и зардевшись от смущения на глазах ничего не ведающих военпредов, поджимали как бы ненароком соответствующие клавиши, пички исчезали, изделие прекрасно проходило испытания! Кое-кто получил правительственные награды за успешное освоение особо важной малошумной продукции. Скандал разразился позже. Ходовые испытания показали, что советские лодки шумят к радости американцев по их выражению, как "стадо коров". Стали последовательно искать источники, ввели входной контроль на верфях, и тут выяснилось, что только что поставленные прекрасные насосы недозволительно шумят! У органов появилась работа. Вызывали на ковер всех, в том числе и меня. Оказалось, что у всех в отделе имеются свои люди в Комитете, кроме меня и Натальи! Мне в сопровождении пришлось ездить по заводам и тыкать пальцем на криминальные эквалайзеры, объясняя их действие. Мой маленький шеф и один из замов директора были удалены, отдел переформирован и слит с конструкторским отделом, занимающимся нашими же насосами, а наша группа была временно загнана на выселки в отдельное небольшое здание, приборы и ЭВМ были мне все же оставлены. При избытке свободного времени мне удалось сделать еще одно маленькое открытие. Среди приборов мне достался прекрасный генератор шума фирмы БиК, который выдавал импульсы с нормальным распределением амплитуд вокруг среднего значения. Анализаторы, бывшие у нас, позволяли измерять не только спектры, но и временные реализации. С помощью своей ЭВМ я мог набрать статистику в 100000 измерений сравнительно быстро - за минуты, затем можно было построить реальное амплитудное распределение, тем самым проверить качество 12-ти разрядных АЦП (22), являвшихся ключевым звеном в анализаторах. Результат был потрясающим: оказалось, что все поставленные нам анализаторы БиК в четырех младших разрядах врут, то есть приборы на порядок менее точны, чем это гарантировано фирмой! АЦП фирмы Хьюлетт - Паккард, исследованный для сравнения, работал нормально. Я доложил об этом начальству, какие были приняты меры в этой щекотливой ситуации - мне неизвестно. Была ли это продуманная акция НАТО или нет - я не знаю, представители фирмы понуро молчали, видя мои результаты. Опубликовать мой метод испытания АЦП в своем журнале они отказались. В дальнейшем, нам поставлялись приборы без этого недостатка. Скандал постепенно утих, нас с Натальей объединили с Юрием Васильевичем Прокофьевым, выдающимся конструктором, в мое распоряжение попали все приборы, имевшиеся в отделе. Я получил двухканальный анализатор, последнюю новинку от фирмы, с мощным набором встроенных функций: он позволял вычислять взаимные спектры, корреляционные функции, узкополосные спектры вокруг какой-нибудь выбранной частоты с гигантским разрешением и многое другое. Был также 14-ти канальный прецизионный магнитофон Sony, он стоил $40.000,0. В магнитофоне имелся интерфейс для автоматического управления с помощью ЭВМ. Можно было автоматически на пленке искать нужную запись и затем ее обрабатывать по нужному алгоритму с помощью автоматически же управляемых анализаторов. Проблема шумов стояла очень остро, насосы представляли единое целое с электродвигателем, за который отвечало совсем другое ведомство - ВНИИЭМ (Всесоюзный НИИ электромашин). Насос шумел, и, как это часто бывало при совместной работе нескольких ведомств, постоянно требовалось на межминистерском уровне спихивать вину за шум на другого партнера. ВНИИЭМ был мощнейшей организацией с собственным академиком, с гигантским бюджетом, институт занимался даже спутниками. Руководство Гидромаша остро чувствовало свою неполноценность. Во ВНИИЭМ была мощная теоретическая группа с докторами, которая создала концепцию случайных шумов в электронаcосах, и основным источником шума считалась насосная часть. Эта точка зрения всегда яростно отстаивалась на всех высоких совещаниях, чтобы было кого пинать. Поэтому темой моей очередной аспирантуры и новой диссертации в области прикладной механики было выяснение природы источников шумов и вибрации в электронасосах. Опять пришлось сдавать историю КПСС (просто наказание Божье!) и новый специальный предмет - гидродинамику, комиссия испытывала некоторое неудобство и отнеслась ко мне очень лояльно, философию и язык засчитали по прежней аспирантуре. Юрий Васильевич создал прекрасный стенд для испытания насосов, дело это крайне сложное. Требуется не просто минимизировать, а полностью удалить все внешние факторы, влияющие на шум, изолировать стенд от внешних воздействий, удалить из трубопроводов гидравлические сопротивления (которыми является любой изгиб!) и источники вихревого движения, то есть хорошо бы работать в каком-то изолированном морском заливе, но это невозможно! Массивный фундамент стенда помещался на мягких амортизаторах, неизбежные изгибы трубопроводов принимали весьма экзотические формы, чтобы в них ни в коем случае не образовывались вихревые течениям, то же относилось в гидравлическим сопротивлениям и регулирующим задвижкам. Для питания электронасосов можно было использовать различные источники питания - от обычной сети до специального электрогенератора, дававшего идеальную синусоиду. Это позволяло оценить вклад электромагнитной составляющей в вибрацию. Можно было испытывать насос при различных частотах вращения, нагрузках, расходах и входных давлениях, загоняя его в область кавитации. Все измерения проводились образцовыми приборами с высокой точностью, все эксперименты были воспроизводимы. Такие многопараметрические испытания с двадцатью - тридцатью режимами занимали много времени и требовали качественного выполнения; насос облепливался датчиками, соединенными с целым шкафом батарейных усилителей для ликвидации сетевых наводок. Датчики тщательно наклеивались на специальные подготовленные площадки, калибровались и проверялись. Это было гигантски трудоемкая работа, которую выполняла Наташа. В одном из экспериментов мы измеряли вибрацию насоса с водой и без воды; оказалось, что основной шум создает механическая часть - сплошной спектр гидрошума только в редких местах просматривался в спектре! Заместитель директора, который выдерживал баталии с соперниками, выхватил у нас эти результаты и умчался к высшему начальству. Имея первоклассную аппаратуру, мне удалось собрать автоматизированную систему, обрабатывающую все полученные многочисленные данные. Ее работа производила эффект: магнитофон последовательно искал нужные места, воспроизводил записи, анализатор делал свою работу, плоттер различными чернилами рисовал сложные многомерные графики, а я мог спокойно сидеть в кресле, не обращая внимания на начальство, оно радовалось, что валюта потрачена не зря. К нам в отдел стали водить высоких гостей. В это же время на старой территории ЦАГИ, где у Гидромаша оставался маленький кусочек, я с другой группой проводил эксперименты по изучению шума, создаваемого кавитацией в насосах. Этот стенд был также уникальным по всем мировым параметрам: можно было регулировать давления с точностью до 1 см водяного столба! На нем можно было вызывать кавитацию в самых различных частях проточной части - на нужной кромке рабочего колеса, на поверхности лопатки, во входном вихре или в щелях уплотнения. Нам удалось создать каталог всех видов кавитации с шумовыми характеристиками и фотографиями. Работа осталась неопубликованной, вряд ли это будет когда-либо повторено. Юрий Васильевич был выдающимся конструктором, благодаря своим оригинальным идеям он эмпирически пытался идеализировать течения в насосах, в чем он нимало преуспел, и тем самым уменьшить гидродинамическую составляющую шума. Если бы нас не остановили, я уверен, что нам бы удалось сделать существенный прорыв. Мы работали очень дружно, получили хорошие результаты. Благодаря высокоточным многопараметрическим испытаниям удалось разделить все спектральные составляющие: выделить собственные частоты конструкции, определить частоты, жестко связанные с частотой вращения, идентифицировать все электромагнитные и гидродинамические составляющие. Оказалось, что спектр вибрации в основном детерминирован. Была создана математическая модель вибрации с гармонической и псевдослучайной составляющими. Концепция ВНИИЭМ была повержена. Результаты не оставляли возможностей для каких либо сомнений, были хорошо приняты и во ВНИИЭМ, так как это считалось общим достижением, и в Академии Наук, в Институте машиноведения, где я часто бывал по делам аспирантуры. К сожалению два доктора наук, которые считались моими научными руководителями, и с которыми я общался при обсуждении результатов, в одночасье и почти одновременно ушли. В соседней с нами комнате работали Саша и Олег, они занимались структурным анализом. Из своих измерений я мог определить некоторые только собственные частоты конструкции электронасоса, но понять, как он при этом изгибается, могли только они. В их комнате стояла многоканальная система "Продера", закупленная у французов, на ней испытывали когда-то собственные колебания французских ракет. Налаживать ее приезжали французы, нам в помощь иностранный отдел присылал милую девушку, но ее технические познания были очень скромными. Чтобы как-то наладить уровень общения с французской стороной мы с Сашей устроились на быстрые курсы французского с погружением. В прощальный вечер после подписания протоколов, в пятницу, в зимние холода, мы решили устроить французам застолье ? la russe с Рижского колхозного рынка: со всевозможными разносолами, картошечкой, осетриной, икрой и водкой. Получилось неплохо, взыскательные французы были очень довольны. В конце вечера, уходя, у всех на глазах, французы сунули мне аккуратный сверток с подарком! Это был шок, я почувствовал, как на щеках проступили красные пятна. Все смотрели на меня, а я думал, кто же заложит, и как мне успеть сдать подарок органам! Получать что-либо в подарок от иностранцев для меня было совершенно невозможно. Кроме работы было много и других дел, меня выдвинули в профком института в культурно-массовую комиссию, мне приходилось распределять билеты на спектакли, детские елки или концерты, а также иногда выезжать куда-нибудь для их организации, времени это не занимало. Тесные контакты с профкомом приносили свои плоды: оказалось, что члены, не слишком разглашая детали, сами для себя довольно часто организовывали туристические поездки по льготной цене, так, мне удалось съездить в Ереван, Мурманск, посетить Кижи, компания была тесная и постоянная. Более существенной по сложности была работа в подшефном совхозе "Разореново". Он располагался на севере московской области и находился в полном упадке. Лучше бы его отдали в наше полное распоряжение, но райкомовские деятели не позволяли это сделать. Оплата труда в совхозе была сдельная, на фермах, например, она целиком зависела от полученных удоев. Раз пропущенная дойка приводила к болезням коров, удои падали, из-за этого падали зарплаты доярок и всех смежных работников - скотников, механиков. Местные жители всеми силами стремились в Москву, а им на смену привозили девушек из Белоруссии или с Украины. Работники просто мучались от безденежья. Для латания дыр в штате совхоза из нашего института на две недели посменно присылали инженеров и научных сотрудников. Лучшей работой была лесопилка: чисто, пахнет свежей древесиной, худшей - работа на ферме: грязно, транспортеры для уборки навоза не работают, по скотным дворам ходили толпы жирных крыс. Местные только пили, работать не хотели, не привозили ни соломы для подстилки, ни сена, вечно опаздывали с кормами. Коровы волновались и громко мычали. Часто доходило до драк между сотрудниками института и местными. Однажды мне пришлось быть дояркой - ужасно изнуряющая работа, дойки утром, днем и вечером, единственная радость - возили на персональном автобусе. Мне выделили шестьдесят коров, черно-белые, все на одно лицо. Когда их пригнали во двор, они, конечно, знали, где чье стойло, но сами расходиться по своим местам не хотели, стояли, где попало, и нагло смотрели на мою беспомощность, жуя жвачку. Мне удалось их распределить по местам с помощью местных доярок, как ни странно на третий день я уже знал своих коров в лицо, хотя всех их звали Машками. Большинство коров были чистюлями, никогда не ложились в грязь, но некоторые - были все заляпаны навозом, и все время махали грязными хвостами. Мне приходилось лезть к вымени, обтирать его влажным полотенцем и насаживать на соски доильный аппарат. Все руки были заняты, а грязные коровы норовили попасть мне в лицо своим навозным хвостом. Я чувствовал, что я бросаюсь под танк. Многие коровы были больны и запущены, соски болели, и, когда я их невольно трогал, коровы старались меня лягнуть. Чтобы как-то наладить контакт с моими подопечными, я мазал коровам соски детским кремом, массировал вымя, а самих коров вычищал щеткой, им это нравилось, а соседкам дояркам - нет. Они опасались, что их заставят делать то же самое. Коровы мои блестели и лоснились, шумно дышали и тыкались в меня мокрым носом. В ожидании автобуса посидеть было негде, в коровнике не было ни лавочки, ни завалинки, а я, совершенно измотанный, мог улечься на какой-нибудь чистенькой и теплой буренке, они это терпели. На долю доярок выпадали труды по приемке отелов - жуткое зрелище и тяжкий труд, если роды затягивались. Однажды у моей соседки скотники выгнали корову на луг, и она там отелилась. Дояркам и мне пришлось после дойки тащиться за пять километров в луга за коровой и ее теленком. Мы увидели идиллическое зрелище: средь зеленой травы стояла довольная корова с растопыренными ушами и рядом очаровательный резвящийся теленок. Тащить втроём теленка по кочковатой болотистой низине было совершенно невозможно, мы постоянно падали. Мне пришлось взвалить теленка на плечи и одному тащить его. Он постоянно брыкался, а корова, раздосадованная тем, что нарушили ее семейное счастье, старалась поддать меня тем временем рогами. Было ужасно тяжело, я реально думал, что умру. Доярки сбегали за бутылкой водки, которую мы тут же вместе оприходовали, закусывая салом с черным хлебом из платочка, это привело меня в чувства. Меня хватило на неделю, от постоянного присутствия навоза во рту у меня разыгралось жесточайшее расстройство с высокой температурой, меня срочно отправили в Москву. Конечно, самым важным событием этого периода было рождение Кирилла, 31 августа Наталья уехала в отпуск в Крым, а на следующий год 4 июня 1984 года Кирюнчик появился на свет. Приближались самые трагические события нашей жизни, наступала эра Горбачева. |
||||||||||||
1 Фильм великого Акиры Куросавы с Тосиро Мифуне в главной роли.
2 Например, фильмы Ф.Феллини "Сатирикон", "Амаркорд", "Казанова", "Сладкая жизнь" были признаны порнографией со всеми вытекающими уголовными последствиями для распространителей. 3 "Самонадеянность силы" - книга сенатора Джона Фулбрайта, председателя сенатской комиссии США по внещней политике. 4 Моду на поцелуи в официальной обстановке завел Л.И. Брежнев. Партийные вожди, находившиеся уже тогда в маразме, целовались взасос на съездах, юбилеях, при награждении друг друга. Поцелуй Брежнева и Хоннекера был увековечен на Берлинской стене. 5 Для ЦРУ США это была операция "Циклон", на которую тратилось до 630 млн долларов ежегодно. 6 "Рефьюзники" - люди, которым было отказано в выдаче разрешений. 7 За сто первый километр в советское время ссылали воров, бандитов, отсидевших свой срок в местах не столь отдаленных, проституток, тунеядцев, и вообще всякий асоциальный элемент. 8 Возможно, это явилось результатом дальновидной операции ЦРУ США, см. Филиппа Бобкова. 9 Касса №1 выдавала билеты в день концерта, касса №2 - за день до концерта, клиентами были чиновники в ранге не ниже замминистра СССР, у меня была подходящая дочка - абитуриентка МГУ. 10 Залитовать - получить разрешение в Управлении по охране государственных тайн в печати, от сокращения "ЛИТО" - "литохрана", т.е. "охрана государственных тайн в печати", эвфемизм Советского времени. 11 Будущий Патриарх Московский и Всея Руси. 12 Двоюродный прадед - митрополит Московский Сергий (Ляпидевский), как оказалось, погребен в Успенском Соборе Лавры. 13 "И не кричите друг другу - еврей! - у нас не все евреи", М.Жванецкий. Действительно, некоторые слои народа считали, что Христос - русский. 14 Н.А. Бердяев также оправдывал коммунистический период развития России, как основанный на вере. К.Маркс и Ф.Энгельс никогда не рассматривали Россию в качестве площадки для реализации социализма. 15 Русские обожают масленицу, Иванову ночь и придерживаются многих языческих обрядов, связанных со свадьбой или похоронами. Повсеместно возникают культы местных чудотворцев, черных и белых магов, предсказывавших будущее и излечивающих от недугов. У святых источников все кусты увешаны лоскутами в знак исполненных молений, что не приветствуется православными священнослужителями. 16 Это мнение Н.А.Спешнева, ведущего китаиста России. 17 Из воспоминаний Н.А.Спешнева о визите в Китай делегации ректоров российских университетов. 18 Амслен, Американский язык жестов (англ. American Sign Language, ASL) - самостоятельный язык жестов слабослышащих в Северной Америке и некоторых других странах. 19 Лев Семёнович Выготский - советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Александр Романович Лурия - известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л.С. Выготского. 20 Филогенез - процесс исторического развития живых организмов, как в целом, так и отдельных групп - видов, родов, семейств, отрядов, классов, типов. 21 Действительно, уже созданы самые большие приборы и механизмы, больше которых уже никогда не будет: взорвана самая мощная ядерная бомба, построен самый большой ускоритель, самый большой телескоп, самый высокий дом, самая мощная электростанция. Существенного прогресса в познании микромира и макромира также ожидать не приходится. 22 АЦП - аналого-цифровой преобразователь. |